Возмещение фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий


Возмещение фактических расходов на выплату и доставку пенсий лицам, которые были заняты полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку N 1. Есть ли шанс у предприятия в административном суде?

Пунктом 2 Заключительных положений Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсий-страховании» предусмотрено, что пенсионное обеспечение застрахованных лиц, работавших или работающих на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку N 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку N 2 вы-производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины, и по ре-результатами аттестации рабочих мест, на должностях, дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет, в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, имели право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, осуществляется в соответствии с отдельным законодательным актом через профессиональные и корпоративные фонды.

До введения пенсионного обеспечения через профессиональные и корпоративные фонды:

1) лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта (прим. Автора. - Лицам по списку №1 и списку №2), пенсии назначаются по нормам этого Закона в случае достижения пенсионного возраста и наличия трудового стажа, предусмотренного Законом Украины "О пенсионном обеспечении ".

Предприятия и организации из средств, предназначенных на оплату труда, вносят в Пенсионный фонд плату, покрывающую фактические расходы на выплату и доставку пенсий лицам, занятым полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Кабинетом Министров Украины ... утвержденным Кабинетом Министров Украины, начиная со дня вступления в силу этого Закона, в размере 20 процентов с последующим увеличением ее ежегодно на 10 процентов до 100-процентного размера возмещения фактических расходов на выплату и доставку этих пенсий до приобретения права на пенсию по возрасту в соответствии с настоящим Законом.

В то же время, абз.3 этого подпункта предусмотрено, что "При этом сохраняется порядок покрытия расходов на выплату и доставку этих пенсий, действовавший до вступления в силу настоящего Закона."

Закон Об общеобязательном государственном пенсионном страховании (1058-IV от 09.07.2003) на-брал в силу с 1 января 2004 года, то есть должен применяться порядок покрытия расходов на выплату и доставку этих пенсий, действовавший до 01 января 2004 года.

Законом Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" (400/97-ВР от 26.06.1997) в редакции от 02.10.2003 года (действующая редакция на момент вступления в силу Закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании"), а именно абз.4, п.1, ст.2 предусмотрено, что "Объектом налогообложения являются: для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона (прим. автора. - субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и филиалы, видди ления и другие обособленные подразделения налогоплательщиков), объектом налогообложения являются также фактические расходы на выплату и доставку пенсий, назначенных в соответствии с пунктами "б" - "з" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" к достижения работниками пенсионного возраста, предусмотренного статьей 12 Закона Украины "О пенсионном обеспечении".

Следует отметить, что действующим на сегодняшний день редакции Закона Украины "О сборе на обо-тельным государственном пенсионном страховании" абз.4, п.1, ст.2 предусмотрено почти аналогичное по содержанию предыдущих редакций положения, а именно "Для плательщиков сбора , определенных пунктами 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона, кроме являющихся плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога, объектом опо-жения также фактические расходы на выплату и доставку пенсий, назначенных в соответствии с пунктами "б" - "з" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" до достижения работниками пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".

Так что с вышеуказанного следует, что фактические расходы на выплату и доставку пенсий, приз-занных в соответствии с пунктами "б" - "з" статьи 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" является объективные том налогообложения для предприятия.

Судебная практика за последние годы, в частности Постановления Верховного суда Украины "О взыскании фактических расходов на выплату и доставку пенсий" №21-401а11 от 13.02.2012; "О взыскании задолженности по возмещению фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий" №21-178а11 от 10.10.2011, Постановления Высшего административного суда Украины "О взыскании задолженности по возмещению фактических расходов на выплату и доставку пенсий" №К / 9991/45203 / 12 от 28.03.2013, "О взыскании задолженности" №К / 800/1520/13 от 21.02.2013 и другие свидетельствует об удовлетворении в подобных правоотношениях требований ПФУ, мотивируя это следующим:

По смыслу пункта 2 Заключительных положений Закона N 1058-IV пенсионное обеспечение по-застрахованных лиц, работавших или работающих на подземных работах, работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда по списку N 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями вами труда по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных Ка-том Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест, на должностях, дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет, в соответствии с законодательства, действовавшим ранее, имели право на пенсию на льготных условиях или за выслугу лет, осуществляется в соответствии с отдельным законодательным актом через профессиональные и корпоративные фонды. К запро-нию пенсионного обеспечения через такие фонды лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, пенсии назначаются по нормам Закона N 1058-IV в случае достижения пенсионного возраста и наличия трудового стажа, предусмотренного Законом N 1788-XII. В этом случае размеры пенсий определяются в соответствии со статьей 27 и с учетом норм статьи 28 Закона N 1058-IV. При этом сохраняется порядок покрытия расходов на выплату и доставку этих пенсий, действовавший до на-вступления в силу этим Законом.

По правилам абзаца четвертого подпункта 1 пункта 2 Заключительных положений Закона N 1058-IV предприятия и организации из средств, предназначенных на оплату труда, вносят в ПФУ пла-ту, что покрывает фактические расходы на выплату и доставку пенсий лицам, занятым полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда по списку N 1, начиная со дня вступления в силу настоящего Закона, в размере 20 процентов с последующим увеличением ее ежегодно на 10 процентов до 100-процентного размера возмещения фактических расходов на выплату и доставку этих пенсий до приобретения права на пенсию по возрасту в соответствии с настоящим Законом.

Анализ приведенных положений дает основания для вывода о том, что расходы на вы-плату и доставку пенсий лицам, занятым на работах по списку N 1, покрывает ются предприятиями и организациями.

Также в 2011 году предприятием ПВП "Рембудмонтаж" была предпринята попытка в судебном порядке признать положения абзаца 3 пункта 6.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное обязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19 декабря 2003 года N 21-1 (далее - Инструкция), такими, что не отвечают и противоречат абзацам 3, 4 подпункта 1 пункта 2 Заключительных положений Закона Украины от 9 июля 2003 N 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании "(далее - Закон N 1058) и статей 22, 64, части первой статьи 58 Конституции Украины.

Но Постановлением Высшего административного суда Украины № К / 9991/31507/12 от 09.04.2015 было установлено, что абзац 3 пункта 6.1 Инструкции является соответствующим Закона N 1058, а доводы позы вателя о несоответствии оспариваемого абзаца положением абзацев 3, 4 подпункта 1 пункта 2 Заключительных положений Закона N 1058, статьям 22, 64 и части первой статьи 58 Конституции Украины как Основного Закона Украины являются необоснованными.

Это еще раз системно подтверждает позицию судебной власти Украины в пользу ПФУ.

Итак, с большей вероятностью, до внесения изменений в соответствующее законодательство суды будут принимать решения в пользу ПФУ по вопросам возмещения фактических расходов на выплату и доставку пенсий.

Запитання до юриста:

Телефонуйте за номером: +38 044 362-29-14 запитати юриста